NextCastle Party 2014: Итоги

Задача про баланс

Презумпция (не)компетентности

  • 24 ноября, 2014
  • 8 комментариев

Удивительное дело. Геймдев, как и вся IT-индустрия, основан на людях. Без людей игра сама себя не сделает. И играть сама в себя не будет. Но мы обсуждаем технологии, арт, геймплей и даже процессы управления, но не самих людей, которые всё это делают. Игроков со всех сторон обмерили статистикой, психологией, маркетингом, а про разработчиков молчим, словно они бездушные машины по переработке задач.

Давайте проведем эксперимент. Вспомните статьи, которые читали в последнее время. А также книги, доклады, обсуждения в социальных сетях. Поднимались ли там следующие вопросы: Что делать с ядовитостью в коллективе? Что делать, если ключевой сотрудник хочет уйти? Что делать, когда опытный сотрудник подает признаки выгорания? Это нормально, когда каждый день после работы хочется выпить? Если было что-то похожее, то положите ссылку в комментариях. Если не было, то так честно и напишите или хотя бы поплюсуйте того, кто это уже написал. Если считаете, что это все HR-проблемы или ещё чьи-то проблемы, но не ваши, то тоже пишите.

Я не буду пытаться раскрыть всю тему. Не специалист. Просто поделюсь парой лайфхаков. Первым советом пользуются мои хорошие знакомые. Второй совет пропагандирую я лично.

Презумпция компетентности

Идея проста. Нужно представить, что каждый человек — специалист в своей профессии. Глядя на работу коллеги, исходить из того, что это результат его профессионального замысла, а не проблемы в ДНК. Вместо того, чтобы сразу указывать ему на ошибки, поинтересуйтесь, ошибки ли это и что он сам о них думает. Возможно он знает что-то, что объясняет, почему сделать так — это лучшее решение. Если же начинать общение с критики, то так можно довести человека до ощущения, что всё, что он делает, является сплошной ошибкой, а он сам — жалкое ничтожество. Сможете ли вы сделать хорошую игру, когда у вас в команде есть люди с таким настроением?

Особенно остро проблема встает при делегировании. Когда человеку ставится задача, но не дается за неё ответственность. Когда любое принятое решение может быть оспорено тем, кто делегировал, потому что он сомневается в компетентности исполнителя. Согласитесь, сложно вкладывать в работу душу, когда в любой момент можешь получить по ушам и посмотреть, как работа (с кусочком души) отправляется в корзину.

Конечно, все мы не идеальны и регулярно косячим. Но донесение критики компетентности — это очень деликатный процесс, когда ошибки рассматриваются как пространство развития, а не окунание в деревенский сортир. На одного сотрудника достаточного одного такого специалиста по конструктивной критике. Не надо всем разом оспаривать компетентность одного человека.

Презумция некомпетентности

Честно говоря, довольно сложно следить за тем, кто в чем компетентен и кто кому должен выдавать негативный фидбек. Поэтому я использую простое правило: в тех областях, которыми не занимаюсь, я некомпетентен. Всё просто!

Если я, левел-дизайнер, смотрю на работу художника, то я не могу сказать, что в этой работе плохо. Потому что, когда говоришь как нельзя, то значит знаешь, как надо, а я не знаю — некомпетентен. Равно и обратное — я не могу предложить никому, как улучшить его работу, потому что некометентен, и такое предложение всё равно будет завуалированной критикой.

Может показаться, что я вообще предлагаю перестать общаться. Но речь лишь о том, чтобы не говорить, когда, простите, за базар не отвечаешь. Потому что каждое неаккуратное слово может губить мотивацию и ответственность. По чуть-чуть, как вода точит камень, но со временем накапливается и становится проблемой.

Конечно, есть трудовые коллективы, где всё по-спартански. За словом в карман не лезут. Куда бы ни послали, не обижаются. И фигачат игру, стиснув зубы. И даже игры успешными получаются. Но как долго такая работа вопреки может быть? Может такое отношение к работе, потому что она воспринимается как временная?

Switch language:
Facebook