Сознательное дилетантство в дизайне интерфейсов

Американский опыт

Что делать под VR

  • 06 марта, 2015
  • 17 комментариев

В 2012 году проект на Kickstarter по созданию шлема виртуальной реальности Oculus Rift собирает $2.5 млн, что в десять раз превышает запрашиваемую сумму. В 2014 году Facebook покупает Oculus Rift за $2 млрд. Sony, Samsung, Valve делают анонсы своих шлемов виртуальной реальности. Всё это выглядит как золотая лихорадка. Поезд, на который нужно срочно запрыгивать. Технология ещё не ушла конечным потребителям, а значит рынок пока никем не занят, и все только готовятся. Почему бы не подготовить что-то своё, не отхватить себе кусок пирога? Технологии заявлены, но им нужен контент, применение.

Как я вижу со своей колокольни, подход к созданию приложений/игр под шлемы виртуальной реальности начинается с анализа возможностей шлема. Шлем дает возможность игроку погрузится в 3D мир и крутить там головой. Так давайте делать 3D миры, в которых интересно крутить головой и испытывать вау-эффект от погружения (американские горки). Но вы всерьез думаете, что неигровая компания Facebook вложила столько денег в то, чтобы её пользователи покатались на американских горках по неведомым мирам? Или что Sony, Samsung, Valve и другие компании вкладываются в то, чтобы продать железо под желание пользователей смотреть порно в новом формате? Что такого они видят в этой технологии, раз готовы в неё столько инвестировать? Какую проблему они хотят решить?

Давайте посмотрим на всё это с другой стороны. За последний век в быту человека произошли кардинальные изменения связанные с внедрением новых технологий. Из которых можно выделить два больших направления: перемещение информации (радио, телевидение, сотовая связь, интернет) и физическое перемещение (автомобили, самолеты, скоростные поезда). Доступ к первому направлению практически бесплатен для пользователя. А вот со вторым пока есть сложности. Да, на горизонте маячат автономные гугло-мобили и какие-нибудь квадрокоптеры, перевозящие людей. Но всё равно стоимость физического передвижения не сравнится со стоимостью передвижения информации.

А теперь задайте себе вопрос: зачем вам перемещаться? Куда вы выходите из дома? Что вам надо в других местах города, страны, планеты? Работа, магазины, что ещё? Предположу, что для большинства людей тут будет общение и получение уникального опыта. Кино, театры, музеи, спортивные соревнования, концерты, конференции и так далее.

Возьмем, для примера, театр. Может не для каждого читателя это актуальный пример, но, надеюсь, хотя бы знакомый. Почему люди ходят в театр, когда многие театральные постановки можно посмотреть в видеозаписи? Ведь запись это так удобно — показывают крупным планом, можно поставить на паузу, можно смотреть в удобное время и не одеваться в вечерние наряды. Можно вспомнить классическое, что поход в театр — это как выход в свет — себя показать, на других посмотреть. Действие в театре происходит в реальном времени и можно смотреть куда хочешь, что позволяет чувствовать себя свидетелем событий. Иными словами, поход в театр, в отличии от просмотра записи, даёт погружение. И ради этого погружения мы тратим время, деньги и силы, чтобы выбраться из своего уютного домика и куда-то поехать.

Ещё раз. Причина многих наших перемещений в пространстве — это участие в уникальном опыте который здесь и сейчас, погружение и социализация. То, зачем люди едут на стадион, хотя могли бы посмотреть матч в записи.

Шлем виртуальной реальности даёт погружение. Остальные два пункта за вами.

 

Switch language:
Facebook